Психология. Почему люди делают татуировки

Борцы с татуировкой, похоже, не переведутся никогда. Познакомимся с еще одной их теорией, культивируемой в наши дни хотя бы для того, чтобы не оказаться сбитым с толку.
Психология. Почему люди делают татуировки

Высказывается тезис, что татуировка — своеобразная визитная карточка, которая не только представляет человека, но как бы закрепляет за ним образ, созданный нанесенными изображениями, не позволяя владельцу отказаться от него, измениться. Из этого следует, что, скажем, агрессивная татуировка постоянно напоминает: ты злой, ты ненавидишь окружающий мир. В итоге «человек оказывается не в состоянии перешагнуть этот барьер», созданный им самим при выборе мотива татуировки.
Следуя логике, сам процесс татуирования называется зомбированием, превращением индивидуального человека в носителя чужой воли, отказывающегося от собственного мировосприятия. Татуировка в этой трактовке является не параллельным изображением, а активным объектом, действующим по своему собственному содержанию и, возможно, вопреки характеру личности. Другими словами: нет личности, — есть татуировка, создавшая новую личность.
Мысль смелая, но уязвимая. Представим себе такой эксперимент. Клиент попросил вытатуировать у него на спине тигра, а не отягощенный этическими нормами татуировщик нанес ему на мощную спину певчую птичку. Предположим, у клиента нет возможности посмотреться в зеркало, кем он будет чувствовать себя — клыкастым, агрессивным хищником, ненавидящим окружающих, или невинной птичкой, лакомящейся семенами сорных растений и личинками насекомых? Ответ очевиден: он будет чувствовать себя тем, кем хочет чувствовать, никакого зомбирования не произойдет. А когда узнает о «шутке» татуировщика, устроит скандал — зомбирование птичкой не спасет.
В высшей степени сомнительно, что современный человек, расписанный, скажем, с головы до пяток под вождя племени людоедов, примется охотится в уединенном местечке за ничего не подозревающими соседями.


Примеры можно множить. Кем, например, станет человек, у которого на одном плече пасть волка, а на другом — божья коровка? Ходячей борьбой противоположностей? От этой теории тянет плесенью учения Ломброзо.

Вместе с тем, связь между личностью и татуировкой действительно существует и проявляется эта связь не в самом акте нанесения татуировки, а в выборе мотива татуировки. Однако и здесь надо сразу же оговориться, что выбранный мотив и тип личности не обязательно тождественны. Изображение тигра на своем теле носят не только склонные к агрессии, но и весьма толерантные люди, даже, может быть, робкие.
Если говорить о психологии в связи с татуировкой, то здесь определенный интерес представляет психология самого татуировщика. Уж он-то действительно себя выражает в каждой своей работе.

Американский психолог К. Маховер проанализировал личностные особенности и уровень развития рисующего и характер наносимых изображений. В результате были выявлены следующие закономерности.
  • Изображающий бегущего человека выражает, не подозревая того, свое подсознательное стремление убежать, укрыться, уклониться; размеренно шагающего — тип уравновешенный.
  • Туловище означает жизненные силы. Изображение крупного тела выявляет остро осознаваемую потребность, неудовлетворение; маленького — симптомы униженности.
  • Лицо. Тщательно прорисованное — озабоченность в отношениях с другими, своим внешним видом.
  • Глаза. Закрытые или спрятанные под полями шляпы — свидетельство стремления избегать неприятных наблюдений. Большие, расширенные глаза — тревога, беспокойство, потребность в защите.
  • Рот — символ агрессивности. Особый знак агрессии — четко прорисованные зубы. Рот наподобие клоунского — вынужденная приветливость. Персонаж вообще без рта или со ртом «черточкой» — не имеет возможности словесно влиять на других людей.
  • Нос — сексуальный символ.
  • Конечности. Руки мускулистые — потребность в физической силе, ловкости. Ноги — опора в деятельности; широко расставленные ноги — диктаторские наклонности, уверенность в себе.

Безусловно, эти наблюдения американского психолога любопытны и могут представлять интерес для изучения его творчества. Однако авторы «теории» привели его выводы совсем с другой целью: скомпрометировать татуировщика вообще. Он татуирует, а по их терминологии — зомбирует, не только мотивом татуировки, но еще и своими комплексами, поскольку последние дают себя знать в рисунках.

У человека внешне скромного и спокойного несколько татуировок агрессивного характера. Что это значит? С большой, натяжкой можно заподозрить, что у него скрытая агрессия против кого-то либо чего-то. Однако скорее всего — это человек, стремящийся агрессивными татуировками компенсировать свою незащищенность, слабость. Так что не стоит шарахаться в сторону от такого человека, не укусит.

Причина нанесения той или другой татуировки нередко объясняется и совсем просто: человеку понравился не сам по себе хищник, а искусно выполненная « картинка», он соблазнился мастерством художника, красотой животного. Выбор сделан по эстетическому принципу, а не какого-нибудь другому. Кстати, именно так в последнее время очень многие любители татуируют орнаменты.
Но вернемся к «теории». Эстетический подход к татуировке она вообще отрицает, называя его «псевдоэстетическим».
Читаем дальше: «Человек превращается в отражение ожиданий того действия и статуса, который выражает нанесенная татуировка. Он вынужден строить свое «я» таким образом, какой обозначен в его инициации, чтобы получить признание и одобрение окружающих. Утрата своего настоящего «я» усиливает потребность в приспособлении. И в этот момент возникает опасность подчиниться и быть во власти своих татуировок».

Этот же автор далее советует: «Глядя на татуированного человека, следует уяснить для себя, на какой стадии зависимости от своей инициации от находится. Возможно, что это раб своего имиджа, своего псевдо-«я». Тогда он представляет опасность обществу, поскольку на его теле «боевой раскрас», символы насильника, другие знаки».
Хорошо знакомое кликушество, принесшее немало вреда развитию татуировки как искусству на всем протяжении ее истории.

Нанося то или иное изображение, следует иметь в виду, что помимо первого, лежащего на поверхности объяснения того или иного рисунка, смысла, есть второй, глубинный, объясняющий их на духовном и религиозном уровне. Связь символов-татуировок с этими трактовками даст возможность заглянуть в душу рисунка, прояснить его истинный смысл».

Действительно, у всех народов на протяжении столетий сложилась определенная символика, познакомиться с которой совсем не лишне. Приведем несколько примеров.
  • Журавль — аллегория справедливости и долголетия, а также праведной и милосердной души.
  • Орел — символ высоты духа, как солнце. Орел относится к стихиям воздуха и огня. Он характеризуется
    бесстрашным полетом, скоростью, ассоциируется с громом и огнем. Орел в воздухе равен льву на земле, поэтому его иногда изображают с львиной головой. В сарматском искусстве орел является эмблемой молнии и воинственных устремлений.
  • Сова — противоположность орлу, птица тьмы и смерти.
  • Звезда — свет, сияющий во тьме, символ духа. Звезда редко имеет единственное значение. Поддерживает силы духа, выступающие против сил тьмы. «Пылающая звезда» является символом мистического центра, энергии расширяющейся вселенной. Наиболее распространена пятиконечная звезда. В давние времена у египтян она означала «восхождение к началу» и образовывала часть таких составных слов, как «воспитывать», «просвещать», «учитель» и других.
  • Волк — символ доблести у римлян и египтян. Скандинавская мифология рассказывает о чудовищном волке Фенрире, разрывавшем железные цепи и оковы и, в конце концов, запертом в недрах земли. Говорилось также, что во время сумерек богов — конца света — это чудовище вырвется из плена и пожрет солнце. Здесь волк выступает символом злого начала.
  • Леопард — символ свирепости и доблести. Подобно тигру и пантере, выражает агрессивность и могущество.
  • Нож (меч) ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой. Короткое острие ножа олицетворяет примат инстинктивных сил в том, кто им вооружен, тогда как длинное острие меча представляет духовную мощь его владельца.