Однако исследователи истории церкви не могут сказать с уверенностью, какая техника украшения тела в данном случае применялась. Это могла быть татуировка и прижигание тела. В те далекие времена при помощи прижигания метили и тем самым исключали из общества отступников от настоящей веры, которыми считали христиан и невольников. Правда, первые христиане считали подобные метки не тавром, а знаком принадлежности, который подчеркивал их готовность страдать за веру. В таком понимании татуировка объединяла христиан.
Где христиане составляли большинство и наблюдалось взаимное проникновение мотивов татуировок христиан и татуировок, характерных для язычников, отношение церкви к татуировке было резко отрицательным. Это иллюстрирует собор 78 7 года в Калкуте (на территории Нортхамберленда), на котором по инициативе папы Гардиана I была осуждена практика татуировки как процедуры, угрожающей спасению души. В дальнейшем такое отношение культивировали и другие первосвященники.
Вообще, у народов, населявших в средние века территорию Англии, очень глубоко укоренилась татуировка. Достаточно сказать, что даже Гарольд II (1022— 1066 г.г.), последний из королей англосаксонской династии, был татуирован. После проигранной под Гастингсом битвы в 1066 году останки короля были опознаны благодаря вытатуированному на груди имени жены «Эдит». Изидор (около 570—636 г.г.), епископ Севильи, автор многих трудов по теологии и истории, сделал первое (из дошедших до нашего времени) описание процесса татуирования. Он пишет: «Пикты согласно своему названию имели обычай украшать тело рисунками. Они уродовали тело, накалывая иглами кожу и втирая в нее сок определенных растений».
Есть любопытное свидетельство о татуировке народов, населявших территорию нынешней России. Арабский дипломат Ибн Фадлан сообщал, что во время путешествия из Багдада в страну русов над Волгой, совершенное в 921—922 годах, он наблюдал местных жителей, все тело которых было покрыто «от ногтей по шею набором деревьев, фигур и иных знаков ».
Крестоносцы делали татуировки в форме креста, чтобы в случае смерти им было гарантировано христианское погребение. К этому выводу подталкивает нас фламандский золотильщик Годефройд де Клэйр, увековечивший в 1150 году в технике эмали портреты рыцарей-крестоносцев с этим символом христианства на лбу. Миниатюры Годефройда де Клэйра украшают основание распятия в кафедральном соборе Нотр Дам в Сент-Омере во Франции.
Немецкий мыслитель Генрих Сойзе (1295—1366 г.г.) вытатуировал на своей груди буквы «IHS», связанные с именем Иисуса Христа и непосредственно восходящие к традиции первых христиан. Сойзе утверждал, что «это должен был быть символ вечной любви между ним и Богом».
Но не все приветствовали татуировку и тогда. Скажем, Николаус фон Яуэр, профессор теологии из Хайдельберга, осуждал в своих сочинениях тех, кто накалывает собственную кожу: «Магические знаки и рисунки предметов христиане делают себе еще и сегодня и называют это средством защиты и носят это на своем теле».
В конце средних веков татуировка по-прежнему была распространена среди широких масс людей. Церковь боролась с этим обычаем и предостерегала своих прихожан от ее применения. Исключением были католики Боснии и Герцеговины, которым в то время угрожала османская империя. Начиная с XV века совет католического духовенства разрешил им татуировать на своей Коже кресты, что являлось бы средством, не позволяющим переходить в ислам. Наличие татуировки в виде креста было серьезным препятствием для изменения вероисповедания, а ликвидация знака связывалась с большими сложностями и страхом перед болезненной операцией.
В Европе средних веков было официально разрешено татуировать, как и в далеких Китае и Японии, [url=/admin.php?mod=editnews&action=editnews&id=300]преступников[/url]. Это был обычай с давними традициями, уходящий корнями в эпоху существования рабства. В силу этого татуировка была скомпрометирована с негативно воспринимаемым обычаем ставить клеймо, который использовался также в судах многих стран как вид наказания, дискредитирующего его носителей в глазах общественного мнения. Результатом такой тесной связи татуировки с преступным миром было возмущение по отношению к этому явлению со стороны других общественных групп, постепенное угасание практики татуирования в последующие века и формирование негативной репутации татуировки среди общественности.